-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений
12 августа 2020, 08:19

Проект к 290-летию Барнаула «Знай свой город». Альфред Эдмунд Брем: «звезда науки» в Барнауле

Общество
В преддверии 290-летия Барнаула публикуем серию постов о людях, судьба которых связана с нашим городом и краем. 

Альфред Эдмунд Брем (2 февраля 1829 – 11 ноября 1884). «Звезда науки» в Барнауле.
Брем.png

Имя Альфреда Эдмунда Брема, немецкого зоолога, просветителя, хорошо известно сегодня всему миру благодаря изданию его многотомной книги «Жизнь животных», получившей просто фантастическую популярность!

Брем родился в небольшой немецкой деревушке в семье пастора и орнитолога. Отец его, Христиан Людвиг Брем, был известен всей Европе уникальной коллекцией из 9 тысяч чучел птиц, большинство из которых изготовил сам. Он брал сына с собой в походы по окрестным лесам, учил различать голоса птиц. Мальчик не особенно разделял интересы отца, хотя любовь к животным была ему свойственна с детства. Он окончил ремесленную школу как каменщик-штукатур и чертежник-рисовальщик, поступил в архитектурное училище в Дрездене. Его судьбу решил случай.

Однажды в их доме появился молодой барон Мюллер, увлекавшийся изучением природы. После первой экспедиции в Алжир барон чудом остался жив, но решил снова отправиться в верховья Нила. Альфред уехал вместе с ним. Завершить экспедицию планировалось через год, но она продлилась 5 лет: Египет, Судан, Кордофан, Синай... Все пять лет юный Альфред Брем вел дневник. Он носил турецкую одежду, перенял восточную походку, едва не погиб на речных порогах, пережил ужасные пустыни, чудом спасся от бегемота, победил тяжелую болезнь. И бесконечно упорно работал. «Нужно! Если я этого не сделаю – я не ученый, - писал он в своем дневнике.

Первое африканское путешествие в корне изменило жизненную цель молодого Брема. Вся его дальнейшая судьба выглядит как череда томов «книги путешествий». Он ездит в экспедиции по разным странам, задумывает, строит и открывает необыкновенный аквариум и миниатюрный зверинец в Берлине.

Весной 1876 года ученому шел 47 год, его жизнь благополучна. У него надежный брак, любимая жена, пятеро детей. Он находится на вершине славы: выходит второе десятитомное издание «Жизнь животных». Но жажда познаний вновь позвала его в дорогу. Его путь лежал в Казахстан и Россию.

Он посылал жене письма и стенографические записи. Жена их аккуратно расшифровывала: так сложились 19 книг дневника об этом путешествии. Только после смерти Брема хранитель его архива издал часть дневников в Германии, именно из этой книги мы знаем, что Брем побывал в Барнауле и его окрестностях. В его записи попали не только сведения о природе, быте, экономике, общественном укладе, уровне жизни населения, но и некоторые реальные эпизоды из жизни чиновников и простого народа.

«Барнаул – это уездный городок и центр царского имения – Алтайского округа. В 1876 году в нем было 12 036 жителей. Здесь есть 6 русских и 1 маленькая лютеранская церковь, горное училище и несколько школ, крупнейший плавильный завод и связанная с ним химическая лаборатория, начальство горного округа и музей. Здесь живут более образованные чиновники всей Западной Сибири. Домов много каменных, но и немало больших красивых деревянных.

У состоятельных горожан имеются прекрасно ухоженные и разнообразно устроенные сады. Барнаул, хотя и уездный город, но не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и европейской России. Город разделяется на 4 части (народ, конечно, дал гораздо больше названий отдельным его частям). Та часть, что на правом берегу Барнаулки – «Гора», вдоль Барнаулки протянулись «Лужки», а в западной части – «Волчьи Гривы».

Некоторое время в своем напряженном графике путешествий Брем провел в Барнауле. Здесь его принимали по всем законам сибирского гостеприимства. Он был приглашен в лучшие дома города, на прием к губернатору, познакомился с известным барнаульским исследователем Гуляевым. Впечатления об этих встречах тоже остались в его заметках.

«Внутренняя обстановка домов великолепна. В первую очередь за счет цветов, которыми украшают все комнаты. В доме горного начальника Эйхвальда бросается в глаза большое количество стульев, кресел, диванов и столов. В комнате средней величины я насчитал 28 стульев. В каждом углу стоит стол, у каждой стены – 2-3 стола, а между ними стулья. Обязательными предметами являются большое зеркало и часы. Еще здесь устроены большие печи – в больших комнатах по две. Видимо это залы для собраний, карточной игры, вечеринок.

Домашнее хозяйство стоит дорого из-за двух причин: образования детей и расходов на прислугу. Ни одна семья чиновника не может обойтись, как они полагают, менее чем шестью слугами, а в лучших домах их от 14 до 20. Начальник горного округа говорил мне: «Я плачу слугам четверть своего жалования», а врач добавил: «А я все жалование, что получаю от правительства». Держат швейцара, эконома, повара и его помощника, кухарку для людей, кучера и конюха, слугу для барина, горничную для жены, няню, от одной до трех служанок, отдельно горничную для 1 и 2 этажей».
Писал и о недоверии медицине: «При заразных заболеваниях врачу приходится, иной раз, применять насильственные меры, жаловаться начальству, грозить наказаниями, чтобы получить возможность вмешаться в ход эпидемии».

Он, как и другие путешественники, отмечает неизменную щедрость и доброжелательность барнаульцев, с которым здесь принято принимать гостей. Приезд именитого исследователя наглядно показал, сколь богата земля Алтая и природой, и людьми.
__________
Другие материалы серии:
Степан Гуляев
Акинфий Демидов
Иван Ползунов
Фридрих Геблер
Яков Попов
Петр Фролов
Василий Штильке
   __________
Подготовлено на основе материалов издания «Великие судьбы Алтая» («Горная аптека», автор и руководитель проекта – Сергей Мухортов, главный редактор и составитель - доцент Елена Балакина, издано при поддержке «Алтайского дома печати» и Министерства культуры Алтайского края).