-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений
7 августа 2020, 08:42

Проект к 290-летию Барнаула «Знай свой город». Яков Николаевич Попов: вечный след в облике города

Общество
В преддверии 290-летия Барнаула публикуем серию постов о людях, судьба которых связана с нашим городом и краем. 

Яков Николаевич Попов (1802 – после 1852). Вечный след в облике города.
Попов.png

В любое время года гостей нашего города привечает одна из его первых площадей – заповедный уголок барнаульской старины. Площадь эта была застроена на петербургский манер: с трех сторон – здания в классическом стиле, в центре – Демидовский столп – 14-метровый гранитный обелиск. За ее почти двухвековую историю ей давали много названий – Демидовская, площадь для обелиска, Конюшенная, Пионерская.

Откуда, казалось бы, в сибирской глуши, в промышленном горном городе взяться столичным застройкам и петербургским архитектурным мотивам? Ее проектировали талантливые зодчие, в том числе «архитектурные ученики» знаменитого на весь мир Карла Росси – Я.Н.Попов и Л.И.Иванов.

Карл Росси - итальянский архитектор , автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В частности, он автор ансамбля Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой.

Яков Николаевич Попов сыграл определяющую роль в формировании архитектурного облика центра Барнаула. Постройки, выполненные по его проектам, остаются главными памятниками архитектуры и истории Алтая.

Яков Попов с 13 лет служил на Колывано-Воскресенских заводах. Когда ему было 18 лет, начальник заводов Петр Фролов отправляет его в Санкт-Петербург в Императорскую академию художеств учиться на архитектора. После двух лет учебы Попова перевели в распоряжение Карла Росси. Гениальный итальянский мастер в тот период выполнял огромный объем работ в Петербурге. Ему помогал большой коллектив архитекторов и «архитектурных помощников». В качестве такого помощника Попов участвует в строительстве здания Генштаба на Дворцовой площади в Петербурге, Михайловского дворца, Александринского императорского театра.

В годы учебы Попова алтайские заводы остро нуждались в архитекторе. Губернатор Петр Фролов узнает, что из Петербурга в Нерчинск (Забайкальский край) вернулся закончивший Академию и стажировку у того же Росси архитектор Л.И.Иванов. Фролов заводит энергичную переписку с Царским Кабинетом, в частности, пишет про замысел: «На площади находится с одной стороны каменный двухэтажный госпиталь заводской, с другой – водопроводный из заводского пруда канал, отделенный от площади чугунной решеткой, через которую открыт вид на все заводское устройство, с третьей – каменное училище с горносиротским отделением и с четвертой – каменная же заводская богадельня (благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц) с церковью при оной назначены к постройке».
Авторитет Фролова и весомость его аргументов были столь высоки, что, несмотря на протесты нерчинцев, Иванова переводят в Барнаул до возвращения Якова Попова.

Автором проекта площади считается Я.Попов, но начинал его еще А.И.Молчанов. В 1824 году он ушел в отставку, отслужив на заводах более 40 лет.

Яков Попов завершил строительство и реконструкцию центра Барнаула, создав единый архитектурный ансамбль: площадь сереброплавильного завода – Демидовская площадь – улица Петропавловская (ныне Ползунова) – Соборная площадь. Стройная композиция этой части города во многом сохраняется и сегодня.

Деятельность архитектора требовала недюжинных сил и терпения, профессиональной твердости и духовной стойкости. 26 лет строилось толстостенное, монументальное здание заводского госпиталя в духе классицизма (Красноармейский, 19) по проекту А.И.Молчанова. До революции здесь размещалась мужская классическая гимназия, в советское время – совпартшкола, в военное время – эвакогоспиталь.

На другой стороне площади расположена бывшая заводская богадельня (ныне магазин на Красноармейском, 4). Первоначальный проект ее также принадлежал Л.Иванову, но Я.Попов изменил его. Фасад дома с 4 колоннами, навес у парадного входа были выполнены также в духе классицизима и гармонировали со зданиями напротив. По проекту Попова во дворе выстроили церковь Дмитрия Ростовского (на Спартака, 10).

Перпендикулярно бывшему госпиталю по Иркутской линии (ныне Пушкина) расположено еще одно важное здание. Иванов проектировал его как горное училище (Красноармейский, 21). Болотистый грунт доставил строителям много хлопот: на устройство свайного фундамента ушло 2105 длинных лиственничных бревен.

Проект был создан с большим размахом, однако новое руководство города требовало поставить здание скромнее. Яков Попов дважды переделывал проект, сохраняя основу классического стиля, но его все не утверждали. В итоге проект передали скульптору Шрейберу, который выполнил работу по последнему варианту проекта Попова с некоторыми изменениями.

В изначальном виде Демидовская площадь поражала величавой красотой. С трех сторон застроенная домами, с четвертой она выходила на широкий заводской пруд. За ажурной оградой площади выступали силуэты плавильных фабрик и могучей плотины, а на горе стеной стоял хвойный лес. На Демидовской площади в начале XX века официально проводились футбольные матчи. Ансамбль завершался построенной на горе по проекту Якова Попова белокаменной кладбищенской церковью с колокольней, увенчанной шпилем.

Специалисты высоко оценивают Демидовскую площадь как единственный в Сибири первой половины XIX века цельный градостроительный ансамбль. Это объект культурного наследия РФ федерального значения.

Хорошо известно в нашем городе и здание старейшего в Западной Сибири краеведческого музея (Ползунова, 46). Строилось оно для главной химической лаборатории заводов. Изначальный проект был довольно грубым, выражал архитектурные идеи казарменного времени. Попову удалось значительно улучшить его. Под музей здание было приспособлено перед первой мировой войной.

С именем Попова связано не только строительство Демидовской площади, но почти всех архитектурных памятников Барнаула первой половины XIXвека. Он автор проекта здания для семьи начальника Алтайского горного округа Петра Фролова (Ленина, 18 – ныне здание мэрии и гордумы). Это был первый кирпичный жилой дом во всем регионе! По просьбе инспектора медицинской части Геблера он перестроил каменную горную аптеку, значительно расширив ее.
__________
Другие материалы серии:

Степан Гуляев
Акинфий Демидов
Иван Ползунов
Фридрих Геблер
__________
Подготовлено на основе материалов издания «Великие судьбы Алтая» (автор и руководитель проекта – Сергей Мухортов, главный редактор и составитель - доцент Елена Балакина, издано при поддержке «Алтайского дома печати» и Министерства культуры Алтайского края).