-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений
10 августа 2020, 07:53

Проект к 290-летию Барнаула «Знай свой город». Петр Козьмич Фролов: ради высшего блага Алтая

Общество
В преддверии 290-летия Барнаула публикуем серию постов о людях, судьба которых связана с нашим городом и краем.

Петр Козьмич Фролов (27 января 1775 – 22 декабря 1839). Ради высшего блага Алтая.
Фролов.png

Сказать, что Петр Козьмич Фролов оказал огромное влияние на развитие Алтая - практически ничего о нем не сказать! Это был уникальный и одаренный человек с редчайшими душевными качествами. Он по-отечески заботился о своем крае, чего бы эта забота ни касалась: развития горнозаводской деятельности, культуры, облика Барнаула, меценатства. Человек высокообразованный, он не позволял грубого отношения с народом, был внимателен к судьбам людей, открыл один из старейших музеев, и все, что он сделал, осталось на века.

Время губернаторства Фролова было крайне противоречивым. В результате победы над Наполеоном и освобождения народов Европы отмечается выход России на лидирующие позиции в мире. И на Алтае начало XIX века характеризуется как высшая точка производительности в поставках серебра. Но война 1812 года принесла большие потери, что не могло не сказаться на общем уровне жизни в стране. Рост производства на Алтайских заводах в эти годы сопровождался истощением горно-заводского комплекса и варварским истреблением природных ресурсов.

Петр Козьмич Фролов родился на Змеиногорском руднике в семье выдающегося изобретателя и гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова. Что такое труд, Петр усвоил уже с детства: с 6 лет работал на сортировке руды. В 9 лет был зачислен в подготовительные классы горного училища в Санкт-Петербурге. Там он прожил 10 лет, обучаясь «российскому, немецкому, французскому, латинскому языкам, риторике, логике, истории, географии, математике, физике, химии, металлургии, архитектуре, горной механике, подземной географии, пробирному, маркшейдерному и рисовальному искусствам».

Петр Козьмич стремился продолжить дело своего отца в гидротехнике, занимался внедрением кокса в черную металлургию. Еще работая чертежником, он создал надежную грузоемкую конструкцию судов, измерил фарватер Иртыша и открыл навигацию. Построенная им в начале XIX века конная железная дорога считалась «весьма передовой» не только для алтайской промышленности, но и на уровне мировой инженерной мысли.

В 1817 году Петру Фролову был вручен Указ о назначении его главным командиром Колывано-Воскресенских заводов и Томским губернатором. Здесь его таланты проявились во всю силу. Конечно, он не мог изменить существующий крепостнический порядок, но много сделал для того, чтобы соблюдались хотя бы те законы, которые уже имелись. Он отдавал под суд, подвергал наказаниям и штрафам земских управителей за злоупотребления властью, за издевательство над крестьянами, так что в их среде сложилась поговорка: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Петра Козьмича».

Барнаул, бывший в то время административным центром заводского округа, был провинциальным городком со старыми деревянными домами. Два каменных здания города – канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства (Ползунова, 41 — рядом с современной филармонией) и аптека (Ползунова, 42 — ныне «Горная аптека») – находились в запущенном состоянии. Оперный театр размещался в небольшом бревенчатом сарае, крытом тесом. Единственной площадью Барнаула была территория старого кладбища, где проходили учения заводской охраны и приводились в исполнение телесные наказания. Дома городских «обывателей» были сплошь деревянные, старинной постройки. Улочки складывались стихийно, путем беспорядочной застройки.

Петр Фролов решил превратить Барнаул в благоустроенный город. Возможно, на это решение повлиял его опыт десятилетного обучения в Санкт-Петербурге, знакомство с европейской культурой. Он лично участвовал в формировании облика города как организатор и архитектор. По его заданию улицы были выпрямлены, город разбит на кварталы. Он сам руководил составлением плана застройки Барнаула, новой системы улиц и площадей. В Барнауле на нынешнем проспекте Ленина (тогда Московский переулок) появился первый бульвар — тоже благодаря ему.

По инициативе и при активном содействии Петра Козьмича в Барнауле были открыты учреждения промышленного, художественного и научного характера. Началось строительство горного госпиталя, училища. Им было задумано и регулярно пополнялось собрание «куриозных вещей», ставшее впоследствии основой коллекции Барнаульского музея – первого во всей Западной Сибири.

Человек высокой культуры П.К.Фролов был страстным собирателем древностей. В своем доме (Ленина, 18 – ныне здание мэрии и гордумы) он разместил коллекцию рукописей на восточных языках, собрание старинных и художественных предметов, небольшую картинную галерею. Свидетельством его тонкого вкуса был тщательный отбор картин для коллекции, среди которых, в частности, были произведения кисти Рембрандта.

В годы правления Фролова (а правил он 13 лет) также построена первая бумажная фабрика и типография, метеорологическая и магнитная станции, увеличилась выплавка железа, чугуна, свинца, чеканка монеты.

В 1830 году Петр Козьмич неожиданно вышел в отставку и уехал в Санкт-Петербург. Скончался в возрасте 64 лет. Его родной брат Гаврила, работавший офицером охраны на Колывано-Воскресенских заводах, является прадедом Надежды Крупской.
__________
Другие материалы серии:
Степан Гуляев
Акинфий Демидов
Иван Ползунов
Фридрих Геблер
Яков Попов
 __________
Подготовлено на основе материалов издания «Великие судьбы Алтая» (автор и руководитель проекта – Сергей Мухортов, главный редактор и составитель - доцент Елена Балакина, издано при поддержке «Алтайского дома печати» и Министерства культуры Алтайского края).