Среда Барнаула: музей советской радиотехники
Проект ВБ «Среда Барнаула» продолжает знакомить с достопримечательностями нашего города. К ним вполне можно отнести не только исторические здания, улицы, но и необычные интересные локации. Например, музей советской радиотехники.
Не все знают, что в столице края есть возможность увидеть огромную коллекцию ретротелевизоров, магнитофонов, радиол, проигрывателей и пластинок. Причём вся эта техника находится в рабочем состоянии. Собрал её и своими силами вернул к жизни барнаулец Андрей Минкин. Коллекционер и энтузиаст рассказал о своём хобби и не только.
— Андрей, как вы пришли к тому, чтобы заняться коллекционированием техники и пластинок?
— Моё детство прошло в частном секторе, на праздники приходило много родственников, соседей, друзей, собирались большие столы и за ними много пели. Так, вероятно, и приучили к старым песням. А в 1989 году моя мама и бабушка купили проигрыватель, и именно с тех пор меня увлекли пластинки. Я помню походы в фирменный магазин «Мелодия», где можно было выбрать пластинку — я их выбирал тогда по конвертам, какой больше понравится, так как исполнителей ещё не знал. В те годы моя мама для меня была своеобразной «Википедией» — рассказывала об артистах из прошлого. Со временем, увидев мой интерес, родственники и соседи стали отдавать пластинки, а с ними заодно и старую аппаратуру. Так начала формироваться коллекция.
В 2000 году передо мной встал выбор дальнейшей профессии. И я решил пойти на мастера по ремонту телерадиоаппаратуры. В частном секторе информация об этом разнеслась моментально, и мне стали отдавать технику на запчасти буквально телегами. Иногда приходил домой, а около двери стояла кем-то привезённая аппаратура. Запчасти мне с неё были не нужны, так она и копилась. Для примера: весь гараж у нас был заставлен телевизорами в три-четыре ряда. Ходить между ними нужно было аккуратно и боком, иначе могло завалить.
А в один прекрасный день в 2005 году я решил осуществить ещё одну мечту — найти старинный автомобиль, и аппаратура из гаража была разобрана, так как её место занял автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» 1955 года выпуска. Но самое нужное с техники было снято, и эти запчасти до сих пор помогают мне в восстановлении некоторых экземпляров в коллекции.
— Сейчас снова стало модно слушать винил, он чем-то отличается от старого? Почему он такой дорогой?
— По сути, современные пластинки ничем не отличаются от пластинок, выпускаемых с 60-х годов. Цены на них варьируются в пределах от 1000 до 3500 (бывает, конечно, и значительно дороже). Пластинка — это официальное издание, облагающееся всеми налогами и авторскими отчислениями, к тому же её производство — далеко не простой процесс. А ещё учтите: чем более массовое производство, тем дешевле становится товар, тут пока о массовости ещё нет речи. Хотя в 2022 году продажи пластинок впервые обогнали продажи компакт-дисков. В СССР было много заводов по их производству: Ленинградский, Ташкентский, Московский, Таллинский, Рижский, Тбилисский и самый большой и самый старый — Апрелевский. Но ни один из них уже не существует. Были разговоры о возрождении Апрелевского завода, так как он сохранился с более-менее целым оборудованием, но дальше разговоров это не пошло. Поэтому пластинки изготавливают за границей.
— Цифра убивает произведение искусства?
— Когда появились первые пластинки, многие из артистов не хотели записываться, так как боялись, что люди будут их слушать только в записи и не станут ходить на концерты. Когда появилось телевидение, вспомните фильм «Москва слезам не верит», в котором было высказано опасение, что пропадёт кино и театр, останется одно сплошное телевидение. А сколько картин выпущено в виде репродукций, но люди всё равно продолжают ходить в галереи, театры, на концерты и в кино. Современные технологии, наоборот, помогают в сохранении культурных ценностей. Поэтому, моё мнение, цифра не убивает, а наоборот, дополняет.
— В чём уникальность вашей коллекции?
— Я не считаю свою коллекцию уникальной. Много людей, которые собирают технику, но не все умеют её восстанавливать, а тех, кто бы взялся за её ремонт, с каждым годом больше не становится. Просто в моём случае совпали два важных фактора — интерес к ретротехнике и умение её отремонтировать. Ну и за эти годы, что я её собираю, удалось найти очень много аппаратов, в музее выставлено, мягко говоря, далеко не всё. На данный момент я не знаю ни одного другого музея в стране, где бы имелось столько единиц техники (может, и есть, но я не слышал).
— Вы такой один или есть клубы любителей?
— Любителей и коллекционеров очень много, в том числе и в Алтайском крае. В большей степени меня удивляет, что этой темой сейчас интересуется довольно много молодёжи, которая вообще не застала ничего из этого в регулярной эксплуатации. В Барнауле есть мальчик лет одиннадцати, собирающий пластинки. Довольно много молодых ребят собирают радиоаппаратуру СССР и даже настоящие автомобили. В Бийске есть молодой парень, Дмитрий, собравший 15 автомобилей марки «Москвич», причём он не только их собирает, но и использует ежедневно, вплоть до того, что ездил на одном из них на Байкал.
— Когда легче собирать коллекцию: сейчас или когда не было интернета?
— На этот вопрос сложно однозначно ответить. Большую часть своей коллекции я собрал в начале 2000-х, когда люди активно от всего избавлялись. Однако с развитием интернета, появлением тематических форумов и различных торговых площадок появилась возможность найти что-то, что по разным причинам не попадало в наш регион. Например, поскольку в Барнауле телевидение появилось в 1956 году, то очень маловероятно найти в нашем регионе телевизоры, выпущенные до этого года. Соответственно, благодаря интернету их удалось заполучить. Допустим, телевизор «Авангард-55» выпускался несколькими заводами, в том числе и в Красноярске небольшим тиражом, считалось, что не сохранилось ни одного из них. И вот благодаря интернету мне удалось найти такой. Сейчас он уже восстановлен.
— Как вы открыли музей?
— Весной 2019 года я принял решение распродать своё собрание, так как окончательно понял, что самостоятельно не смогу решить вопрос с музеем. И совершенно случайно вышло, что в этот период ко мне обратились журналисты и написали о моём решении статью. После этого со мной связался предприниматель Константин Филатов и предложил помощь. Именно он договаривался с ТРЦ «Пионер», и 1 августа 2019 года здесь удалось открыть выставку в большом зале. Вход для посетителей был совершенно бесплатный. Всё было бы хорошо, но в марте пришлось временно закрыться на время пандемии, а сколько всё это продлится, никто не знал. Так прошёл год, при этом мне необходимо было регулярно оплачивать налоги, а это довольно немало. И тут как-то утром включаю телевизор, а по нему идёт сюжет о том, что окончен период подачи документов в Росстат, а для всех неподавших предусмотрен какой-то штраф. Поскольку я об этом ни сном ни духом не знал, в очередной раз получить штраф за недействующую выставку, да ещё и бесплатную, было крайне обидно. Это и послужило окончательным решением о переезде из ТРЦ «Пионер». И так сложилось, что спустя полгода Константин Филатов приобрёл помещение по адресу проспект Калинина, 10, и вот туда я и перебрался. Поскольку ремонт делаем своими силами (спонсоров у нас нет), то процесс этот не быстрый. Но постепенно мы приводим в порядок и помещение, и радиоаппаратуру.
— Сложно ли восстанавливать технику? Как проходит этот процесс?
— Самое сложное — это не отремонтировать аппарат, а найти все утраченные декоративные элементы (ручки, кнопки, крышки и т.д.). Многие до сих пор вспоминают, что у телевизоров часто ломались ручки переключения каналов и их переключали пассатижами, а с тех пор прошло много лет, и найти уже тогда ломавшиеся ручки сложно. На поиск утраченных элементов уходят годы. Например, только недавно удалось укомплектовать магнитофон, ждавший всех запчастей 20 лет. Но самое дефицитное — это кинескопы к телевизорам, особенно 50-х годов. Только за последние два года транспортные компании разбили мне три таких телевизора при пересылке, а первым делом ломается кинескоп. Если же аппарат комплектен, то он полностью, до винтика разбирается, отмывается от всех загрязнений, восстанавливается корпус, вновь собирается, и уже после этого производится ремонт электроники и настройка. Для магнитофонов (как катушечных, так и кассетных) я ещё стараюсь находить оригинальные кассеты и даже с оригинальными записями (если такие были), а это тоже не всегда легко.
— Где берёте детали для ремонта?
— У нас почему-то считается, что на ретротехнику не достать деталей, это не совсем так. Большинство деталей в аппаратуре не требует замены, они чуть ли не вечные. С другой стороны, есть детали в большей степени подверженные старению, например, электролитические конденсаторы. Они представляют из себя бочонок, в который укладывается свёрнутая в рулон фольга с диэлектриком и заливается электролитом, а это жидкость, и она имеет свойство высыхать со временем, и деталь выходит из строя. Так вот, большинство деталей можно свободно купить в магазине, они почти не изменились с тех пор, разве что стали меньше размером. А вот некоторые детали сложно найти, кроме упомянутых выше кинескопов. Это, например, строчные трансформаторы и фокусирующе-отклоняющие системы к телевизорам 40-х и 50-х. К двум телевизорам я их ищу уже несколько лет. А вот лампы не являются дефицитом. У самых первых телевизоров экраны были круглыми, перед ним в корпусе ставилась специальная рамка, обрезающая всё лишнее и делающая картинку прямоугольной.
— Расскажите о своих самых любимых находках в коллекции. Почему именно они?
— Как всегда, самый желаемый предмет в коллекции тот, которого ещё нет. Но на самом деле таких находок довольно много и появляются они каждый год. Например, не так давно мне удалось найти магнитофонную катушку с записями песен о Барнауле, к слову, о них нигде никакого упоминания я так до сих пор не нашёл. Считаю, что эта находка имеет важное значение не столько даже для меня, сколько для города. Среди грамзаписей есть интересная пластинка для патефона, называющаяся «Сюрприз». Когда её включаешь, то не можешь знать заранее, какая мелодия будет звучать, так как на ней записано с одного края сразу три произведения. Среди техники в 2022 году удалось найти достаточно редкий, особенно в наших краях, телевизор со встроенным радиоприёмником «Зенит» 1954 года выпуска. Мне он всегда нравился своим внешним видом.
— Как работает музей? Проводятся ли какие-то экскурсии?
— Любой желающий может туда попасть в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00, в будни нужно предварительно позвонить по телефону 288-882. А вот если нужна экскурсия, то в данный момент её нужно согласовывать за несколько дней до посещения.