-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений

О благоустройстве Барнаула власти заботились и во время войны

В первые годы войны Алтайский край принял значительное число эвакуированных, которым нужно было предоставить жилье, оказать медицинскую и материальную помощь, обеспечить питанием. Горисполком Барнаула, решая эти проблемы, не забывал и об улучшении быта горожан, благоустройстве административного центра края, используя для этих целей не только метод наказания, но и агитацию.

Используя материалы Государственного архива Алтайского края и с помощью его сотрудников, корреспондент газеты «Вечерний Барнаул» воспроизвела в статье ход совещания городского советского актива 5 июля 1943 года.

«На заседание пригласили председателей уличных комитетов, руководителей производств, ученых, партактив города и края. Каждый мог высказать и претензии к работе служб Барнаула, и поделиться, чем лично помогает родному городу в тяжелое военное время.
Наибольшее впечатление у присутствующих оставило выступление коренного ленинградца профессора Пушкинского сельскохозяйственного института Николая Богданова-Котькова, который поделился опытом жителей блокадного Ленинграда, участвующих в жизни города. Он рассказал, что в булочных, которых осталось в разбомбленном городе немного, всегда можно выпить горячий чай на травах, в общественной бане выдают мочалку, если нет своей, ленинградцы выходят на субботники без всяких циркуляров и распоряжений, а на каждом кусочке свободной земли высаживают овощи.

– Я не вижу проблем, почему не сделать подобное в тыловом Барнауле, – обратился профессор к участникам совещания. – В парикмахерских вместо дефицитного одеколона можно предлагать освежиться сосновой водой. А сколько в Барнауле мух в помещениях? Аптекоуправлению достаточно с помощью канифоли изготовить липкую бумагу, и тифа можно не бояться. Для этой цели можно использовать и мухоморы, которых в алтайских лесах произрастает великое множество. Коли любишь свой город, нужно привести его в порядок и использовать для этого все возможности.

Барнаульцам было, что ответить именитому профессору. Так, председатель уличного комитета Центрального района тов. Николаева рассказала, что актив улицы починил тротуары у частных домов, собрал пять тысяч рублей на подписку второго Военного заема, высадил 290 деревьев, законтрактовал имеющихся у жителей 18 голов крупного рогатого скота.

Готовы обслуживать население лучше и сотрудники единственной в нагорной части Барнаула общественной бани № 4, в которой за день имеют возможность помыться 840 человек в 120 кабинах.

– План мы пока не выполняем по двум причинам: из-за отсутствия воды и топлива, – поделилась тов. Лемясова. – В июне, например, работали только четыре дня. Заведующая ничего не могла сделать, так как у нас нет лошадей, чтобы привезти дрова.

По этой теме жестко высказался зампредседателя горисполкома тов. Школьников, который предложил отдельным руководителям слезть с лошадей, на которых они раскатывают по Барнаулу и отдать свой транспорт для вывоза топлива.

– Подвоз должен работать круглые сутки, – подчеркнул коммунист. – Нужно активно использовать и наш последний резерв. Нужно практиковать сплав по реке Барнаулке с Панфиловской дачи, так как положение в городе с транспортом очень напряженное.

В 1939 г. водопроводная сеть Барнаула составляла 34 км с подачей 1370 тыс. куб. м воды в год. Сеть канализации была и вовсе мизерной – всего 4,5 км. К началу войны мощенных улиц в городе было 26 км при общей протяженности 230 км, т.е. только 10%.

На этом совещании большинство «пилюль» получили работники коммунальных служб и председатели уличных комитетов. Разгром был неголословным, а с наглядными примерами разгильдяйства и бесхозяйственности. Так, досталось Центральному району Барнаула, где по улице Пушкинской и Гоголевской, начиная с 1-го Прудского езда на машине и лошадях с грузом оказалась невозможной, так как на месте водосточных труб образовались большие впадины. Жители Гоголевской днем выбрасывают мусор на улицу, и никто не обращает на это внимания. Все ходят по тротуару, ломают ноги, нельзя ни пройти, ни проехать.

Не умаляя трудового подвига барнаульцев, которые в большинстве своем перевыполняют нормы, давая фронту нужную продукцию, городские активисты обращали внимание на антисанитарию дворовой территории дома № 42 по улице Льва Толстого, где живут большей частью работники культуры. И сетовали на то, какие безобразия творятся по вечерам в парках и возле кинотеатра «Родина», поскольку в Барнауле имеется лишь один общественный туалет.

– Никто с людьми не говорит, не объясняет, что так делать нельзя, – обратился к присутствующим председатель Крайисполкома Николай Беляев. – В Барнауле сейчас делают замечательное дело – строят подходы к Оби. Почему такую инициативу нельзя распространить на каждый квартал, усадьбу, общежитие и т.д.? Из всего сказанного один вывод: благоустройство города нужно поднимать силами самого населения. Замечательный наш Барнаул и полюбить его можно надолго и навсегда. Нужно рассказать каждому, что наш город может быть прекрасным. Почему не разбить возле дамбы парк, сделать водную станцию для молодежи? Ведь для этого требуется только дать городскому архитектору план, определить каждому учреждению участок земли и сказать: в такое-то время засадить деревьями. И через год будет замечательный парк на берегу Оби».

Масштабные субботники в Барнауле начались с середины войны. Так, в мае 1944 года было высажено 108 425 деревьев при плане 100 тысяч.

Фото: коллаж Александра Ермоловича