12 июля 2022, 09:29
Шедевры русского искусства представлены на выставке в Художественном музее
Культура
Столь масштабные выставки русского искусства проходят в стенах ГХМАК не так уж часто. Обычно этот раздел музейного собрания стараются здесь демонстрировать летом, во время отпусков, когда город наполняется туристами.
— Отвлечённый сюжет можно наблюдать и у художника Фёдора Матвеева в представленной здесь работе «Горный монастырь», — комментирует куратор выставки. — Это своего рода пейзаж-мечта, рассказывающий об идеальном мире, существующем вне будничной суеты. Вполне возможно, художник был вдохновлён видами Италии, так как данная работа написана именно в этой стране. Эта поездка для Фёдора Матвеева стала наградой за успешное окончание академии художеств с большой золотой медалью. Кстати, картина поступила в наши фонды в 1959 году, то есть в год основания Государственного художественного музея Алтайского края. По такому принципу формировались все провинциальные музеи — с расчётом на то, чтобы люди, живущие в удалении от столиц, имели возможность видеть шедевры изобразительного искусства.
Имена авторов, чьи произведения представлены на выставке, приводят ценителей искусства в трепет. Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Михаил Клодт, Иван Вельц, Алексей Саврасов, Александр Герасимов, Пётр Верещагин, Владимир Вучичевич-Сибирский… Есть здесь работа и неизвестного художника, привезённая когда-то бывшим сотрудником музея, искусствоведом, академиком Российской академии художеств Михаилом Шишиным. В музейные фонды она поступила с пометкой: «Александр Иванов?», однако позже эта атрибуция с полотна была снята. Сам же Михаил Юрьевич настаивает на том, что эту картину нужно тщательно изучать, так как в ней чувствуется рука большого мастера.
— Здесь мы представили сразу две работы Ивана Айвазовского — «Девятый вал», который является авторской репликой знаменитого полотна, а также «Феодосия в лунную ночь», —рассказала Наталья Гончарова. — Несмотря на то, что наш музей обладает уникальной коллекцией произведений Алексея Саврасова (в фондах хранится четыре шедевра мастера), в залах было решено выставить полотно «Избушка со старым дубом», в которой художник проявил себя не только как лирик, но и как символист. Ещё одной гордостью музейной коллекции является работа Ивана Шишкина «Лесная речка», она поступила в фонды из частной коллекции. Этого художника мы знаем по программным работам «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». В «Лесной речке» Шишкин в очередной раз проявил себя как натуралист, мастер деталей.
Есть здесь и этюд «Облака» мастера пейзажа-настроения Исаака Левитана. В этом небольшом полотне сосредоточено немало тем, касающихся красоты жизни, её быстротечности. В работе Александра Герасимова «Рожь покосили» показана щедрая и изобильная жизнь земли.
— Именно в XIX веке художники открывают для себя красоту родного русского пейзажа, выражают через стихии свои внутренние переживания, — делится Наталья Гончарова. — К примеру, одной из примет академической живописи считается довлеющее небо — то есть чувства, эмоции, настроения, свой внутренний мир художник передавал с помощью небесного пространства. Так, много неба мы видим в работах Алексея Боголюбова, Владимира Орловского, Александра Гине. «Говорящее» небо мы видим и в большом полотне Ивана Вельца, которое, кстати, является успешным итогом шестилетней реставрации. Дело в том, что эта работа поступила в музей в 1986 году в очень плохом состоянии. Она явно пережила пожар, так как на поверхности можно было наблюдать фрагменты спекшейся краски. В итоге нам пришлось обратиться к питерским реставраторам – поначалу думали, что прощаемся с картиной года на два, в итоге к нам она вернулась лишь спустя шесть лет. Зато теперь в коллекции музея есть ещё один шедевр пейзажного искусства. Не случайно Вельца часто сравнивают, а то и путают с Шишкиным. И у того, и у другого в картинах можно наблюдать словно 3D-эффект — кажется, стоит только шагнуть за раму, как окажешься на берегу тихой, спокойной речки.
Выставка работает по адресу: ул. Горького, 16, до 16 октября.
Материал: Вечерний Барнаул
В Художественном музее открылась выставка «Жизнь трех стихий», где представлена пейзажная живопись XVIII — начала XX веков из коллекции музея. Эта экспозиция, собравшая более десятка выдающихся имен, приурочена к 190-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Шишкина.
Столь масштабные выставки русского искусства проходят в стенах ГХМАК не так уж часто. Обычно этот раздел музейного собрания стараются здесь демонстрировать летом, во время отпусков, когда город наполняется туристами.
«Наш музей обладает обширной коллекцией русского искусства, — пояснила куратор выставки, старший научный сотрудник ГХМАК Наталья Гончарова. — Однако, сосредоточившись на пейзажной живописи, мы решили установить тематические рамки и показать выпускников Санкт-Петербургской академии художеств, представителей академического пейзажа. В своих работах они воспевали природные стихии».По словам Натальи Викторовны, пейзаж — это не только изображение той или иной местности. Помимо природных красот, художники стремились ещё и передать свои ощущения, переживания. И этот психологизм особенно свойственен русской пейзажной школе, которая со времен Петра I, когда пейзаж в основном использовался в качестве украшения интерьеров и к реальности не имел практически никакого отношения, претерпела существенные изменения.
— Отвлечённый сюжет можно наблюдать и у художника Фёдора Матвеева в представленной здесь работе «Горный монастырь», — комментирует куратор выставки. — Это своего рода пейзаж-мечта, рассказывающий об идеальном мире, существующем вне будничной суеты. Вполне возможно, художник был вдохновлён видами Италии, так как данная работа написана именно в этой стране. Эта поездка для Фёдора Матвеева стала наградой за успешное окончание академии художеств с большой золотой медалью. Кстати, картина поступила в наши фонды в 1959 году, то есть в год основания Государственного художественного музея Алтайского края. По такому принципу формировались все провинциальные музеи — с расчётом на то, чтобы люди, живущие в удалении от столиц, имели возможность видеть шедевры изобразительного искусства.
Имена авторов, чьи произведения представлены на выставке, приводят ценителей искусства в трепет. Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Михаил Клодт, Иван Вельц, Алексей Саврасов, Александр Герасимов, Пётр Верещагин, Владимир Вучичевич-Сибирский… Есть здесь работа и неизвестного художника, привезённая когда-то бывшим сотрудником музея, искусствоведом, академиком Российской академии художеств Михаилом Шишиным. В музейные фонды она поступила с пометкой: «Александр Иванов?», однако позже эта атрибуция с полотна была снята. Сам же Михаил Юрьевич настаивает на том, что эту картину нужно тщательно изучать, так как в ней чувствуется рука большого мастера.
— Здесь мы представили сразу две работы Ивана Айвазовского — «Девятый вал», который является авторской репликой знаменитого полотна, а также «Феодосия в лунную ночь», —рассказала Наталья Гончарова. — Несмотря на то, что наш музей обладает уникальной коллекцией произведений Алексея Саврасова (в фондах хранится четыре шедевра мастера), в залах было решено выставить полотно «Избушка со старым дубом», в которой художник проявил себя не только как лирик, но и как символист. Ещё одной гордостью музейной коллекции является работа Ивана Шишкина «Лесная речка», она поступила в фонды из частной коллекции. Этого художника мы знаем по программным работам «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». В «Лесной речке» Шишкин в очередной раз проявил себя как натуралист, мастер деталей.
Есть здесь и этюд «Облака» мастера пейзажа-настроения Исаака Левитана. В этом небольшом полотне сосредоточено немало тем, касающихся красоты жизни, её быстротечности. В работе Александра Герасимова «Рожь покосили» показана щедрая и изобильная жизнь земли.
— Именно в XIX веке художники открывают для себя красоту родного русского пейзажа, выражают через стихии свои внутренние переживания, — делится Наталья Гончарова. — К примеру, одной из примет академической живописи считается довлеющее небо — то есть чувства, эмоции, настроения, свой внутренний мир художник передавал с помощью небесного пространства. Так, много неба мы видим в работах Алексея Боголюбова, Владимира Орловского, Александра Гине. «Говорящее» небо мы видим и в большом полотне Ивана Вельца, которое, кстати, является успешным итогом шестилетней реставрации. Дело в том, что эта работа поступила в музей в 1986 году в очень плохом состоянии. Она явно пережила пожар, так как на поверхности можно было наблюдать фрагменты спекшейся краски. В итоге нам пришлось обратиться к питерским реставраторам – поначалу думали, что прощаемся с картиной года на два, в итоге к нам она вернулась лишь спустя шесть лет. Зато теперь в коллекции музея есть ещё один шедевр пейзажного искусства. Не случайно Вельца часто сравнивают, а то и путают с Шишкиным. И у того, и у другого в картинах можно наблюдать словно 3D-эффект — кажется, стоит только шагнуть за раму, как окажешься на берегу тихой, спокойной речки.
Выставка работает по адресу: ул. Горького, 16, до 16 октября.
Материал: Вечерний Барнаул
Еще по теме