-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений
21 августа 2009, 11:57

«Легенды нашего города" от Анатолия Муравлева (обозреватель "Алтайской правды"). Школа Баркагана

Баркаган Зиновий Соломонович, Почетный гражданин города Барнаула, член-корреспондент Академии медицинских наук, заслуженный деятель науки России, лауреат Государственной премии СССР и других престижных наград и премий, в том числе международных. Руководил Алтайским отделением федерального академического центра по диагностике и лечению нарушений гемостаза. Учёный внес большой вклад в разработку и внедрение новых методов диагностики и лечения болезней крови, ряда неотложных состояний, сепсиса, некоторых форм акушерской патологии, желудочно-кишечных заболеваний. Зиновий Баркаган, автор 12 монографий, подготовил 32 доктора и 82 кандидата медицинских наук.

Учителя

В науке, как, впрочем, и в других областях человеческой деятельности, важно, к какой школе принадлежит тот или иной человек. Зиновию Соломоновичу, потомственному врачу, сыну профессора из Одессы, как он сам считал, повезло.

Он считает себя учеником академика Михаила Ясиновского. Это был не только крупный учёный по лечению вирусного гепатита.

Красивый, крупный мужчина, ростом под два метра, в молодости занимался боксом. Однажды в Париже от имени советской делегации произнёс речь на чистейшем французском языке. Мэр Парижа удивился: «Вы учились в нашем городе»? Профессор ответил, что он в свое время окончил классическую царскую гимназию в Одессе. Такое вот образование давали в классической российской школе.

Иногда Ясиновский принимался цитировать на языке подлинника великих греков. Когда сбивался, просил помочь учеников. Те лишь разводили руками, ведь в советской десятилетке этому не учили

Ещё один учитель Зиновия Баркагана — академик Леонид Дмитренко состоялся не только как крупный учёный, но и как поэт. Кроме того, был полиглотом — владел девятью языками. Этим всесторонне образованным людям было, что передавать своим ученикам. Зиновий Соломонович отмечает, что его учителя никогда не чурались черновой работы, учили этому своих последователей. Например, неукоснительным было правило — исследовать анализы обязан лично врач, а не лаборант. Это, по мнению представителей старой школы врачевания, исключало ошибки в диагностике.

Окончание работы над кандидатской диссертацией у Баркагана совпало с пиком кампании в стране по борьбе с вейсманизмом-морганизмом. А главный вывод его работы, посвящённой изучению гипертонии, состоял в том, что данное заболевание является наследственным. Это откровенно противоречило установкам противников генетики. 25-летний учёный понимал, что во время защиты его «завалят». Каково же было удивление, когда в зал, где выступал диссертант, вошёл всемирно известный офтальмолог Владимир Филатов во главе пяти академиков, заявивший: «Я хотел бы познакомиться с замечательной работой этого молодого человека». Атмосфера сразу переменилась. Поэтому на вопрос: «Как ваши выводы согласуются с учением академика Лысенко?», диссертант ответил дерзко: «Никак не согласуются».

Мэтр

Этот поступок молодого ученого обошёлся ему дорого. Нет, защита диссертации прошла безукоризненно. Но условия для работы в Одесском мединституте всё осложнялись. Зиновий Баркаган вынужден был переехать в Сталинабад — так тогда назывался сегодняшний Душанбе, столица Таджикистана.

В этой среднеазиатской республике он столкнулся с тем, что немало людей гибло от укусов змей и пауков-каракуртов. А в мире тогда не было методик, которые бы позволяли надёжно спасать пострадавших.

Перетягивание укушенной конечности резиновым жгутом, как в те годы было принято, приводило в лучшем случае к её ампутации, в худшем — к гибели людей.

С начала 1950-х годов во всех медицинских энциклопедиях и справочниках по неотложной помощи говорится, что бороться с последствиями укусов следует по методике Баркагана. Вот уже полвека на всех континентах рекомендуется в случае укуса отсасывать ртом яд из ранки. Чтобы доказать безопасность этого метода, учёный провёл несколько публичных экспериментов на себе. Держал во рту несколько часов кряду смертельную дозу яда гюрзы и эфы. Потом проделывал это же, предварительно поранив ротовую полость, без каких-либо последствий для организма.

Кстати, за разработки и внедрение этой, в общем-то, простой и доступной методики, он стал членом Лондонского Королевского общества естествоиспытателей. Кажется, сегодня наш земляк является единственным в России медиком, удостоенным этой чести. Между прочим, членами престижного общества были Рентген, Ньютон и другие великие исследователи. Церемонию присуждения столь высокого звания проводила сама королева Великобритании.

В Барнаул молодой учёный переехал, потому что чувствовал, что в Средней Азии ему всё труднее воплощать творческие замыслы. В середине 50-х годов прошлого века, как известно, на Алтае открылся мединститут. Зиновий Баркаган говорил, что здесь он создал уникальный, единственный в России гематологический центр, где под одной крышей находятся академические и прикладные лаборатории, обучаются студенты и аспиранты. В других регионах они разъединены. А лучшие материальные условия, например, в Москве, за рубежом, по мнению Зиновия Соломоновича, отнюдь не всегда способствуют высокому качеству работы.

Вообще же, по оценке Баркагана, российская медицина — бедная, но сильная. Здравоохранение — плохое, а медицина — сильная.

Ученики

Зиновия Соломоновича нередко спрашивали: как определить его научную специальность: гематолог, кардиолог, гинеколог, онколог, терапевт? Он отвечал откровенно: «Не знаю. Я — специалист по междисциплинарным разделам медицины. Мы создали методики, которые помогают без обильного кровотечения проводить онкологические, кардиологические, гинекологические операции. Словом, мы работаем в области, которая касается всех разделов медицины».

Благодаря ученикам Баркагана появились на свет более 150 здоровых детей от матерей, которые из-за проблем с кровью не могли вынашивать беременность. Среди них есть и иностранки, и жительницы разных регионов нашей страны.

В гематологическом центре научились бороться со страшным заболеванием — гемофилией (несвертываемостью крови, вернее, повышенной кровоточивостью). Созданы диагностика лечения эффективными препаратами. Зиновий Баркаган утверждал, что эту наследственную болезнь, которой страдал Алексей Романов, сын последнего российского царя, смогли бы успешно лечить в Барнауле, доживи он до наших дней.

Сегодня продолжается разработка методики лечения краш-синдрома свежезамороженной плазмой, впервые примененной Баркаганом в разрушенном землетрясением Спитаке. 16 лет назад он показал преимущество российской медицины — её адаптированность к работе в экстремальных условиях. К примеру, у иностранных коллег, привыкших к комфорту, электроника отказывалась работать от дизельных движков. В итоге, бригада учеников Баркагана добилась преодоления у больных с ампутацией конечностей, так называемого краш-синдрома, методику которого разработал алтайский мэтр. Этот труд отмечен Государственной премией СССР.

Есть у сотрудников гематологического центра хорошие наработки по перспективному направлению борьбы с тромбозами. Зиновий Баркаган с учениками впервые разработал методики их диагностики и разжижения крови. Последователи ученого продолжают работу с ядами змей. Словом, в гематологическом центре занимаются многими направлениями, связанными с патологическими изменениями состава крови и методиками их преодоления.

Байка от Баркагана

Один выдающийся врач-академик имел огромное количество государственных наград. Но получил он их вовсе не за участие в войне или открытия в науке. Иногда в кругу доверенных лиц его прорывало, и он, показывая на ордена, пояснял: «Этот — за излечение плеврита у члена Политбюро, этот — за геморрой у маршала, этот — за то, что спас от инсульта жену первого секретаря такого-то обкома».

Зиновий Баркаган скончался 27 декабря 2006 года.

Уважаемые жители Барнаула!

Вы можете стать стать соавторами народной истории родного города и направить на официальный сайт Барнаула www.barnaul.org (т.393341, электронный адрес пресс-центра администрации г.Барнаула pressa2@barnaul-adm.ru; почтовый адрес г. Барнаул, 656056, просп.Ленина, 18, каб.1) легенды об исторических событиях, людях, которые оставили заметный след в памяти потомков, и тех, имена которых сохранились только в отдельных рассказах. Расскажите известные вам истории о местах, зданиях и сооружениях Барнаула, связанных с легендами.

С опубликованными на сайте легендами можно ознакомиться здесь.