-
a/A
+
Версия для слабовидящих
Прием обращений
20 июля 2009, 08:18

Легенды нашего города от "Вечернего Барнаула". Почему корифеям краевого театра драмы не удавались «царские» роли?

Заслуженный артист России Алексей Самохвалов, сыгравший в краевом драмтеатре около трехсот театральных ролей, самыми неудачными называет сценические воплощения первых лиц государства.

- Алексей Николаевич, роль Ивана Грозного, сыгранную вами в спектакле «Василиса Мелентьева» по драме Островского. Вы тоже считаете неудачной?

- Да, как и сам спектакль. Причем не только на нашей сцене. В Алтайском крае это был третий заход на «Василису Мелентьеву». Ее ставили, спектакли получались серенькими. Это не мое мнение, критики обоснованно называют «Василису Мелентьеву» одной из самых слабых пьес Островского. Ее провальность - в непонятной сути Ивана Грозного: любит он, или это зов плоти, или каприз государя. Ну, понравилась ему баба…Сверхзадача не была поставлена. За свою долгую жизнь в театре я просто не видел хорошего спектакля по этой пьесе. И сам играл неважно, и все артисты играли в образ, поскольку было принято придерживаться определенного мнения о Грозном как о злом, напыщенном и несправедливом человеке. А главного, того, на чем стоит театр, - человеческих чувств - там нет.

- А может, дело в том, что невозможно показать все грани сложной личности в одном спектакле?

- Правильно. Но этот спектакль ставили, собственно, не на Ивана Грозного, а на актрису, играющую Василису, - ее образ выписан ярко, Грозный же остается в тени.
- У кого из русских актеров, на ваш взгляд, получился самый яркий Грозный?
- У Черкасова в фильме - самое достоверное приближение к образу, большая актерская удача. В недавнем телесериале «Иван Грозный» - удачное начало, и актер хорош, и детство Ивана сделано замечательно, а вот последние серии перегружены. После человечности и ярких биографических этапов царя, о которых я раньше не знал, хотя и читал Карамзина, - необоснованная демонстрация жестокости, пыток и разрывания людей пополам. Дыба эта проклятая... Может, к старости я стал сентиментальным, но смотреть это не мог. При хорошей заявке роль все равно не получилась, поскольку в последних сериях та же ошибка - пресловутая игра в образ. Может, так сейчас принято? Обидно, личность-то интереснейшая. Нельзя так с человеком, много сделавшим для России и становления государственности. Неправильно ставить во главу угла жестокость и женолюбие Грозного.

Обязательный репертуар
- Неудачи касаются только образа Ивана Грозного или с другими вождями тоже не получается?
- Я много пересмотрел Владимиров Ильичей Лениных, но ни одного не увидел, хотя исполнители делают характерные жесты, проговаривают текст. Обычный газетный текст. При чем тут Ленин? Поближе остальных к реальному вождю были Каюров и Щукин, там виден человек. Для всех театров страны пьеса про Ленина была обязательным репертуаром, но Ленина я не видел нигде. Были клише и штампы.
- Актер не улавливает смысла роли?
- Конечно. Когда не работают задача и сверхзадача, остается играть в образ, изображать. Вот Шакуров играл Брежнева. Местами - стопроцентное попадание, очень точная актерская работа, смотришь - и любуешься: «Ай молодчина!». А потом - провал, и актер потерялся. Море Сталиных за мой век прошло на экране и в театре. Но профессионалу они не интересны. Такие же актерские провалы, и вдруг - Игорь Кваша. Изумительные эпизоды, до чего гуманен и корректен этот человек! Самое страшное для «царских» ролей - штампы и заигранность, когда в самом драматургическом материале утеряны человеческие качества, а есть просто форма, и остается изображать первое лицо государства.
- Вам не приходила в голову мысль, что очень сложно тянуть такую огромную махину, как Россия, и сохранять при этом человечность?
- Я в этом убежден. Когда говорят, что Сталин - тиран, я согласен. Но только в том, что нельзя быть таким жестоким. Из всех правителей я отдаю предпочтение Иосифу Виссарионовичу: государство он все-таки построил. Благодаря ему, «старческому» политбюро, тем государственным деятелям мы живем. На той основе, как ни странно. А все разговоры в обратную сторону… Ну как можно разубедить старого человека в том, что он видел собственными глазами?
- Это удивительно. Вы родились, когда еще Ленин был жив.
- Да, я родился в 1922 году и был совсем маленьким, когда его не стало. Но НЭП я уже помню, и знаменитый голод 1933-1934 годов в Барнауле. Это страшно. Мы ели репу, турнепс - на этом выжили. Я спасся благодаря своей большой семье. Из 11 детей трое умерли, восемь выжили и держались вместе. Когда мы переехали из Тюмени в Барнаул, брат Дмитрий завербовался на золотые прииски в Магадан. К концу 34-го года у меня, младшего, была дистрофия, я умирал, на исходе были и братья с сестрами. Дмитрий приехал, привез золото и спас семью. Тогда был торгсин на улице Толстого, где сейчас магазинчики. Он нас подкормил, в доме хлеб появился.

«Иначе не случиться драматургии»
- Вы не боитесь повторения тех событий? Ведь и сейчас - время размытых общественных ценностей? Какими могли бы получиться роли нынешних политиков?
- Странно, что ты об этом заговорила. Нет, я ничего не боюсь. Чего мне бояться, в моем-то возрасте? Я и молодой был - ничего не боялся. Если мне что-то не нравилось, мог послать всех по известному адресу и уйти. Однажды, я тогда был и. о. директора театра, вызывает меня партийный чиновник и начинает давать распоряжения. Человек, не смыслящий ничего в театральном деле, пытается руководить театром - а как же, это обязательно! Я стоял, слушал - не выдержал, повернулся, ушел. Меня в крайком вызывали, «стружку снимали». О нынешних политиках мнение мое очень непростое. Многих вещей не могу понять. - Образы сильных людей уйдут когда-нибудь со сцены?
- Думаю, что нет. Иначе просто не случится драматургии. Вся она выстроена на помещении человека в предлагаемые обстоятельства, вне принадлежности к определенному временному отрезку. И если герой - государственный деятель, он в любом случае личность неординарная. Если же кто-то пытается обойтись без героя, то получаются бесконечные сериалы. Это не стариковское брюзжание. Во-первых, не бывает столько хорошего кино. Во-вторых, смотрю на своих коллег и не понимаю, почему они все на одну колодку сделаны. Побриты, накачаны, не умеют думать, а лишь изображают, что думают. Почему-то сериал начинают с конца, еще самое начало - а уже конец, и все понятно, и играть нечего. А эти паузы в сериалах… Пауза - высший пилотаж актерского мастерства! Во время войны я учился в военном институте иностранных языков Советской армии в Москве, мне посчастливилось посмотреть все мхатовские спектакли, игру знаменитых наших «стариков» - Тарханова. Москвина, Ливанова, Качалова... Помню Москвина и Грибова в пьесе Островского. Сцена - они справляют малую нужду спиной к зрителю. Минуты две. Колоссальное время на сцене. Зрительный зал просто лежал под креслами от хохота. Как они сыграли спинами, жестами, не имея возможности помочь себе лицом?! Мы понимали эту суперигру и физически ощущали, каково человеку, перепившему пива.
- То есть самая правильная драматургия – это когда не перемудрили?
- Самое страшное для актера в актерском мастерстве: мы, когда играем, знаем конец. Если я в последнем акте делаю подлость, то эту подлость начинаю играть с первого акта. Станиславский снимал шкуру со своих актеров за это - они никогда в начале не играли конца, и потому гениальны. Прошлый век - расцвет актерского мастерства, шикарные мастера, к коим я отношу и наших современников Леонова, Евстигнеева, Смоктуновского, они были очень близки к знаменитой мхатовской школе. А самый прекрасный спектакль - это жизнь. В ней мы играем самих себя, и, слава богу, нам не дано знать, чем все закончится.

Записала Тамара Попова

Справка«ВБ»
Алексей Самохвалов - патриарх сибирской сцены. Творческий путь начал в 1936 году в труппе Барнаульского драматического театра. Выпускник студии театра «Красный факел», учился у знаменитого театрального режиссера Веры Редлих. Работал в театрах Сибири и Дальнего Востока. За 73 года театральной деятельности Самохвалов сыграл около 300 ролей, поставил 40 спектаклей. Награжден специальным призом 1-го театрального фестиваля «Сибирский транзит» в номинации «За верность профессии и яркую актерскую индивидуальность». В 2008 году издана книга Алексея Николаевича «Исповедь провинциального актера».


Уважаемые жители Барнаула!

Вы можете стать стать соавторами народной истории родного города и направить на официальный сайт Барнаула www.barnaul.org (т.393341, электронный адрес пресс-центра администрации г.Барнаула pressa2@barnaul-adm.ru; почтовый адрес г. Барнаул, 656056, просп.Ленина, 18, каб.1) легенды об исторических событиях, людях, которые оставили заметный след в памяти потомков, и тех, имена которых сохранились только в отдельных рассказах. Расскажите известные вам истории о местах, зданиях и сооружениях Барнаула, связанных с легендами.

С опубликованными на сайте легендами можно ознакомиться здесь.