Сообщить об ошибке
5 декабря 2016

Доклад главы администрации города перед депутатами Барнаульской городской Думы и общественностью по итогам работы за 2011 год

28.02.2012
ИГОРЬ САВИНЦЕВ:
 Уважаемый Сергей Александрович!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
 
Ежегодный отчет администрации перед депутатским корпусом – это не просто требование Устава города Барнаула. Это, на мой взгляд, важнейшая форма нашего взаимодействия – совместное обсуждение итогов развития города, выявление тех проблем и болевых точек, которые волнуют барнаульцев.
Конструктивный диалог законодательной и исполнительной властей города стал хорошей традицией. Наше с вами общение при обсуждении значимых для города вопросов происходит регулярно и на разных площадках. Сегодняшний отчет я понимаю не столько как перечисление параметров развития города за год, сколько как сверку наших представлений и оценок.
Данному мероприятию предшествовало подведение итогов работы за год на уровне районных администраций, сельских и поселковых территорий, а также в трудовых коллективах. В их обсуждении приняло участие более 20 тыс. барнаульцев.
Таким образом реализован принцип максимальной открытости и прозрачности власти перед жителями, общественными формированиями и депутатским корпусом.
Отчетный год для экономики города явился периодом устойчивого развития, что в общем-то совпадает с экономическим трендом развития региона и страны в целом.
Подтверждением тому является выполнение основных индикаторов плана социально-экономического развития города. Так, объем инвестиций, привлеченных в основной капитал за счет всех источников финансирования, превысил в 2011 году 30 млрд рублей. В расчете на душу населения за последние четыре года он увеличился в три раза.
Барнаул, как административный центр, не остался в стороне от работы по повышению инвестиционной привлекательности региона, активно проводимой Администрацией Алтайского края.
Нами принята Программа повышения инвестиционной привлекательности города на 2012-2017 годы. Она предусматривает мероприятия по регламентации работы с инвесторами, маркетингу территории, привлечению новых технологий и бизнес-идей в производственную сферу.
Росту инвестиционной активности способствует и Программа развития туризма в Барнауле на 2012-2016 годы. Она ориентирована на разработку собственного бренда города, туристического кластера в его исторической части, а также новых туристических маршрутов.
Таким образом, мы с вами начали переход от пассивной инвестиционной политики к активному поиску инвесторов.
В 2011 году на территории города реализовывались крупные инвест-проекты, такие как строительство транспортно-логистического терминала «Международная организация поставок специализированных товаров», модернизация завода по производству подсолнечного масла «АгроСиб-Раздолье», реконструкция линии по производству молочной продукции на «Барнаульском молочном комбинате» и др.
На сегодняшний день инвестиционный портфель насчитывает более 220 бизнес-проектов и оценивается в 48 млрд рублей, что равнозначно шести годовым бюджетам нашего города!
Логическим продолжением увеличения объема инвестиций в техническое перевооружение предприятий реального сектора экономики является рост объема производства промышленной продукции.
В отчетном периоде предприятиями города реализовано продукции на сумму более 97 млрд рублей, что выше уровня 2010 года на 11%. Доля прибыльных предприятий возросла до 75,8%.
Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий превысил 100% (2010 год – 119,8%).
При этом есть предприятия, где темпы роста превысили 150%. В их числе «Барнаул РТИ» (руководитель – Богаев Александр Владимирович), «Алтайгеомаш» (руководитель – Власов Юрий Георгиевич), «Промышленное оборудование» (руководитель – Ферапонтов Сергей Геральдович) и прочие.
Сохраняется положительная тенденция расширения списка так называемых предприятий-миллиардеров. Если в 2009 году их было 8, то на 1 января 2012 года – 11. Миллиардный рубеж преодолели три предприятия: Барнаульский завод асбестовых технических изделий (руководитель – Кондратьев Николай Иванович), Барнаульский пивоваренный завод (руководитель – Зыбин Александр Викторович) и Алтайский трансформаторный завод (руководитель – Карлов Александр Александрович).
К сожалению, финансовые сложности в течение всего года испытывали предприятия оборонного комплекса, такие как «Радиозавод», «Алмаз» и «Барнаултрансмаш», что являлось причиной несвоевременной выплаты заработной платы работникам.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января текущего года на трех предприятиях - «Сибстальконструкция», «Овощевод» и ЖКО «Прогресс» – составила около 9 млн рублей. Ее ликвидация – первоочередная задача не только руководителей предприятий, но и администрации города.
Не менее важная задача 2012 года – повышение заработной платы и занятости трудоспособного населения. Известно, что состояние этих показателей придает уверенность жителям в завтрашнем дне. За год заработная плата работников крупных и средних предприятий увеличилась на 12% и достигла 18,6 тыс. рублей. Вместе с тем она остается одной из самых низких в Сибирском федеральном округе. Среди городов края мы занимаем по данному показателю только третье место после Новоалтайска и Заринска.
Наиболее остро вопрос повышения оплаты труда стоит в социальной сфере. Несмотря на то, что заработная плата педагогов в прошлом году повышалась трижды, она по-прежнему остается на низком уровне, как и у работников культуры, а также учреждений дополнительного и дошкольного образования. В 2012 году предстоит найти резервы для ее повышения.
Положительная динамика наблюдается по показателю официально зарегистрированной безработицы. Сегодня он у нас самый низкий в крае. За отчетный период на предприятиях города было дополнительно создано более 4 тыс. рабочих мест.
Бюджет города всегда имел и продолжает сохранять социальную направленность. В 2011 году более 60% его расходов составляли заработная плата работников образования, здравоохранения и культуры, приобретение медикаментов, социальные выплаты и другие расходы. Для жителей города сохранены 11 видов муниципальных социальных выплат в общей сложности на 82 млн рублей.
В 2011 году зафиксирован рост бюджетной обеспеченности собственными доходами почти на 11%. По удельному весу собственных доходов в структуре бюджета Барнаул занимает одно из последних мест среди столичных городов Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на существенное сокращение доходной части городского бюджета, связанное с передачей полномочий в области здравоохранения на региональный уровень, мы берем на себя задачу по повышению показателя бюджетной обеспеченности и в 2012 году.
С учетом значительного превышения расходных полномочий над доходными источниками одним из стратегических направлений бюджетной политики города должно стать четкое увязывание финансовых ресурсов и целей, которые мы должны достичь.
Совместно с депутатским корпусом нам предстоит не только решать текущие финансовые задачи, но и осуществлять поддержку перспективных проектов. Уже сейчас в городе действуют 18 целевых программ. Финансовые средства на их реализацию составляют лишь 21% годового объема бюджетных расходов. Учитывая преимущества программно-целевого подхода, считаю задачей-максимум для комитетов экономического блока за три года довести данный показатель до 80%.
В своем выступлении на Петербургском инвестиционном форуме в октябре 2011 года премьер-министр В.В. Путин отметил, что локомотивом национальной экономики и главным создателем рабочих мест должно стать малое и среднее предпринимательство.
Сегодня малый бизнес Барнаула – это 43 тыс. индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, дающих бюджету города около 35% налоговых доходов. Здесь трудится около 110 тыс. барнаульцев. Это более трети занятых в экономике города.
В 2011 году проводилась системная работа с предприятиями малого и среднего бизнеса в рамках муниципальной целевой программы «Развитие предпринимательства в г. Барнауле на 2011-2014 годы».
Стратегическим вектором развития бизнеса являлась грантовая поддержка прогрессивных инновационных предприятий-производителей, на что было направлено около 17 млн рублей из бюджетов края и города.
Наиболее интересными инновационными проектами, получившими поддержку, являются производство антигололедной жидкости «Герда» Барнаульским химическим заводом, светодиодных уличных светильников предприятием «Авангард Сибирь», позволяющих экономить до 80% электроэнергии, и внедрение в медицинскую практику скальпелей с алмазным лезвием черного цвета предприятием «Кристалин», которые получили мировое признание.
Пропагандой темы развития малого бизнеса стал конкурс среди представителей средств массовой информации, направленныйна повышение престижности предпринимательства, выявление проблем и факторов, сдерживающих его развитие.
Характеризуя потребительский рынок города, следует отметить, что сохранена положительная тенденция увеличения объемов реализации товаров и услуг. Оборот розничной торговли превысил уровень 2010 года на 13% и достиг 106 млрд рублей. На территории города открылось 89 новых предприятий торговли различных форматов – от эконом-класса до торговых комплексов.
Новый импульс развитию торговли придает развитие современных торговых центров, таких как «Метро» с использованием стандарта «Бизнес – для бизнеса», «Весна» с супермаркетом домашней пищи «Бахетле», а также «Техномаркет» и «Громада». Наряду с традиционно востребованными у барнаульцев социальными сетями и ярмарками планируется дальнейшее развитие мобильной торговли, что наиболее актуально для пригорода.
Сегодня в Барнауле насчитывается более 60 интернет-магазинов, где каждый из нас может совершить покупку, не выходя из дома.
На 1 января 2012 года общее количество торговых площадей составило 729 кв. м на тысячу жителей, что выше среднеевропейской нормы – 600 кв. м на тысячу человек.
Все это формирует благоприятную, комфортную среду для жителей города. Еще в большей степени она зависит от уровня обеспеченности населения жильем. За последние три года на территории города введено в эксплуатацию более 1 млн кв. м жилья, в том числе 374 тыс. кв. м – в отчетном периоде. Как результат, обеспеченность увеличилась с 19 до 21,5 кв. м на одного жителя при среднем показателе по стране – 22,5 кв. м. Как видите, нам есть над чем работать в этом направлении.
Резервом роста обеспеченности жильем должно стать малоэтажное строительство на площадках Центрального, Ленинского и Индустриального районов. Сдерживающим фактором коттеджного строительства является отсутствие генеральных планов и программы комплексного развития пригородных территорий. Первый шаг в этом направлении уже сделан – принята долгосрочная программа развития сельской территории Индустриального района. В 2012 году такая практика будет распространена на всю пригородную территорию городского округа.
 Считаю нужным обозначить наш принципиальный подход в отраслевом развитии: освоение новых кварталов жилой застройки должно осуществляться комплексно, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры. Такой опыт у нас имеется.
Говоря о строительной отрасли, нельзя умолчать и о гражданах, вложивших денежные средства в строительство проблемных объектов. Данным вопросом более десяти лет занимаются все уровни власти. За этот период удалось решить вопрос для более чем 1300 жителей. В 2012 году будет решен вопрос ещё по 193 обманутым дольщикам путем ввода жилых домов в эксплуатацию.
Для защиты прав и законных интересов пострадавших участников строительства на краевом уровне в 2011 году принят ряд правовых актов, регламентирующих условия и порядок предоставления государственной поддержки. Однако для решения проблемы полностью необходимо порядка 650 млн рублей. В плане реализации инвестиционной программы на 2012 год размер финансовой поддержки из городского бюджета превысит 83 млн рублей.
Уважаемые депутаты!
 
Стабильность функционирования объектов коммунальной инфраструктуры городского хозяйства и состояние жилого фонда во многом определяют степень удовлетворенности горожан качеством жизни. Задачей администрации города является повышение надежности инженерной инфраструктуры и обеспечение безаварийного прохождения отопительного сезона.
В соответствии с планами работ энергоснабжающих организаций в летний период 2011 года был произведен капитальный ремонт 17 км тепловых сетей, 100 км электрических сетей, 26 тепловых пунктов, 15 км сетей водоснабжения и канализования.
Для предоставления качественных услуг населению ведется работа по восстановлению циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения к жилым домам. За последние три года на эти цели затрачено около 84 млн рублей, в том числе 40 млн рублей – в прошлом году.
Показатель изношенности сетевого хозяйства города остается достаточно высоким – около 65%, что не может не сказаться на экономике энергоснабжающих организаций.
Так, из 43 котельных, эксплуатируемых муниципальным предприятием «Энергетик», лишь шесть прибыльные, остальные требуют реконструкции.
В связи с этим общей задачей администрации города и предприятий коммунального комплекса в текущем году должно стать принятие программ реконструкции и модернизации производства.
 У нас уже есть положительный опыт внедрения в городе Барнауле инвестиционных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения.
«Барнаульским водоканалом» завершается строительство станции очистки подземных вод на поселке Южном общей стоимостью около 150 млн рублей. Это позволит 25 тыс. жителей навсегда забыть о проблеме низкого качества питьевой воды.
Ввод в эксплуатацию в первом полугодии текущего года локальных очистных сооружений в микрорайоне Затон в четыре раза сократит себестоимость водоотведения на данной территории.
В отчетном периоде завершено строительство системы канализования кварталов 1051, 2000, 2001. Это дает возможность дальнейшего развития жилищного строительства и разгрузки существующих коллекторов.
А строительство насосной станции на ул. Попова, которая снизит давление в тепловых сетях Юго-Западного жилого района города, даст возможность построить более 450 тыс. кв. м жилья.
Не остается без внимания и пригород. За счет средств краевой программы велась реконструкция артезианских водозаборов в селах Лебяжье и Власиха. Сформировано техзадание на разработку проектов канализования поселка Школа Садоводов и водопонижения в поселке Кирова.
Перспектива устойчивого теплоснабжения города заключается в переводе основных теплоисточников на природный газ. Задачи прошлого года по газификации объектов выполнены. На природный газ переведены 77 котельных, построено более 29 км газовых сетей, газифицировано 2876 квартир. Использование газа положительно сказалось на семейном бюджете барнаульцев, ведь плата за природный газ на одного жителя в 2,5 раза ниже платы за сжиженный газ.
Общий объем средств, затраченных на газификацию за счет всех источников финансирования, в отчетном периоде превысил 137 млн рублей. Доля средств жителей и организаций в этом объеме финансирования – 40%.
В результате такой активности населения начата газификация поселков Черницк, Мохнатушка и Борзовая Заимка. За счет средств федерального и краевого бюджетов в рамках программы развития сельских поселений газифицируется поселок Ягодный. Этого события жители ждали не один год.
По-прежнему одной из главных задач в этой области остается газификация центральной части города.
За счет краевого бюджета начинается строительство газопровода по проспекту Комсомольскому от ул. Пушкина до ул. Воровского. Это даст возможность перевести на природный газ 13 котельных, 17 многоквартирных домов и более 1000 частных домовладений.
Неиспользованным резервом развития муниципальной экономики является энергосбережение. Если все предприятия коммунального комплекса активно реализуют свои программы энергосбережения, то жилищно-эксплуатационные организации этой работой занимаются слабо. По данным на 1 января текущего года оснащенность многоквартирных домов приборами учета составляет от 17% по электроснабжению до 64% по отоплению.
Такие результаты нас не радуют. Федеральное законодательство требует завершения установки приборов учета до 1 июля 2012 года.
Городскому комитету по энергоресурсам и газификации, а также районным администрациям необходимо в корне пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Позиция администрации города будет принципиально жесткой.
На протяжении последних четырех лет руководством страны принимаются беспрецедентные меры по финансированию отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Только в Барнауле был произведен капитальный ремонт 792 домов на общую сумму около 1,3 млрд рублей.
Кроме этого, по программе «Капитальный ремонт жилого фонда» в 2011 году выполнены работы на сумму более 255 млн рублей, что в 3,4 раза больше, чем в 2010 году. Количество отремонтированных домов увеличилось в два раза.
Благодаря реализации совместной инициативы краевой и городской администраций по ремонту фасадов жилых домов нам удалось за один сезон заметно преобразить облик центральной части города.
На улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан из федерального и краевого бюджетов в 2011 году городу было выделено 209 млн рублей. Помощь в виде субсидий получила 241 семья.
По программе переселения жителей из ветхого и аварийного фонда свои жилищные условия улучшили 400 семей. Однако в переселении нуждается еще 811 семей, на что необходимо порядка 760 млн рублей. Помогать этим людям нам предстоит и дальше.
Наряду с переселением граждан из ветхого фонда нерешенной проблемой остается модернизация более 1300 лифтов, выработавших нормативный срок службы. В период с 2007 по 2011 год заменено лишь 337 лифтов.
Решить эти вопросы только за счет средств городского бюджета невозможно, ведь на это требуется не менее 2,5 млрд рублей.
Пользуясь случаем, я обращаюсь к присутствующим в зале депутатам краевого Законодательного собрания с просьбой принять краевые программы, предусматривающие поэтапное решение вышеуказанных проблем, так как они актуальны и для других городов края.
Ранняя весна 2011 года, сопровождающаяся обильным таянием снегов, явилась для нас серьезным испытанием. Чрезвычайные паводковые ситуации были вызваны прорывом дамбы на реках Ляпиха и Власиха, а также разрушением ливневого коллектора на ул. Фабричной Октябрьского района. Это потребовало мобилизации в экстренном порядке человеческих и финансовых ресурсов. Из резервного фонда на ликвидацию последствий паводка и других происшествий было выделено более 51 млн рублей.
Сегодня, я выражаю благодарность Администрации Алтайского края за проведенные работы по берегоукреплению р. Оби в микрорайоне Затон, а также реконструкцию гидротехнических сооружений на реке Власиха.
В целях предотвращения чрезвычайных паводковых ситуаций мы разработали трехлетний план мероприятий по снижению негативных последствий пропуска талых вод на территории города Барнаула.
На сегодняшний день завершена госэкспертиза на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и берегоукрепление рек Власиха и Барнаулка.
Проблемой крупных городов, в том числе и Барнаула, становится необходимость строительства очистных сооружений на выпусках ливневых канализаций, к чему нас понуждают и многочисленные судебные решения. Однако данная работа требует миллиардных вложений, что не под силу муниципальному бюджету. Остается надеяться на принятие соответствующей федеральной программы.
Большое внимание в прошлом году традиционно уделялось благоустройству и озеленению Барнаула.
За последние два года в капитальный ремонт дорог и внутридворовых территорий было вложено более миллиарда рублей. В основном это средства федерального и краевого бюджетов. Наша задача заключалась в своевременном и качественном освоении средств. И мы ее успешно выполнили!
Новое дорожное покрытие получили ул. Попова, Малахова, Партизанская, Парфёнова, Воровского, Никитина, а также 1048 дворовых территорий и 109 проездов к ним. В целом ремонт выполнен на площади около 800 тыс. кв. м.
Благоустраивая центральные магистрали, мы не забывали и о пригороде. Впервые проведен ремонт 21 дороги в поселках индивидуальной жилой застройки. В 2012 году администрация города планирует продолжить эту работу.
Для уменьшения количества пробок на городских дорогах прежде всего необходимо разгрузить центральные магистрали за счет реконструкции улицы Попова, строительства дорог грузового движения по правому берегу реки Барнаулки и улице Власихинской.
Масштаб проведения дорожных работ будет напрямую связан с объемом финансирования из бюджетов вышестоящих уровней.
Результатом деятельности муниципального предприятия «Горзеленхоз» (руководитель – Линючев Владимир Николаевич) является приобретение Барнаулом неповторимого облика. В 2011 году на карте города появилось 20 новых зеленых уголков, высажено более 12 миллионов цветов.
 Считаю достойной оценкой деятельности предприятия получение диплома II степени по итогам Всероссийского конкурса «Лучшее предприятие в сфере ЖКХ».
 Озеленение и экология тесно связаны между собой, не зря говорят, что зеленые насаждения – это легкие города. Вопросы санитарного и экологического состояния, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов - важные составляющие социально-экономического развития города. Решение данных вопросов вижу в принятии комплексной программы по охране окружающей среды в 2012 году.
Успешной можно назвать и работу по содержанию и реконструкции сетей наружного освещения. За отчетный период построены линии освещения на 10 улицах, установлено около 1700 светильников, из них 10% светодиодные светильники нового поколения.
Протяженность сетей наружного освещения города составляет 564 км. Для полного охвата территории города требуется построить и реконструировать еще более 230 км. Поэтому принято решение разработать программу развития сетей наружного освещения на пять лет, уделив особое внимание освещению пригородной части Барнаула.
Застройка новых микрорайонов и поселков требует адекватного развития и транспортной сети.
В отчетном году депутатами городской Думы были приняты Стратегия развития пассажирского транспорта на ближайшие пять лет и целевая инвестиционная программа «Обновление подвижного состава электротранспорта». За отчетный период транспортными предприятиями уже приобретено 54 новых автобуса, два трамвая и два троллейбуса, а в апреле текущего года МУП «Горэлектротранс» получит еще четыре транспортные единицы.
Ежесуточно городским транспортом перевозится более 900 тыс. пассажиров. Повышение качества перевозок станет одной из приоритетных задач администрации города. Решаться она будет через обновление подвижного состава, во-первых, и внедрение навигационной системы контроля за графиком движения транспорта, во-вторых.
 
Уважаемые депутаты!
 
Повышение качества жизни горожан ставится во главу угла Программы комплексного социально-экономического развития Барнаула. На ее основе выстраивается наша социальная политика.
Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года показали, что за последние восемь лет численность барнаульцев увеличилась на 14 тыс. человек. В отчетном периоде количество рожденных превысило количество умерших на 360 человек. Эта тенденция сохраняется уже на протяжении трех последних лет.
Вместе с тем у нас по-прежнему остается низким показатель индекса детности – в среднем 1,3 ребенка на семью.
Во многом он зависит от того, насколько эффективно мы решаем вопросы улучшения жилищных условий молодых семей, доступности услуг дошкольного образования и здравоохранения.
Должен с удовлетворением сказать, что за последний год на условиях софинансирования из всех уровней бюджетов нам удалось выстроить целую систему мер, направленных на поддержку молодых семей. К ним относятся предоставление единовременных выплат при рождении ребенка, бесплатное питание детей в возрасте до двух лет, компенсация родительской доли оплаты детских садов, предоставление сертификатов на улучшение жилищных условий.
В общей сложности различными видами поддержки охвачено более 20 тыс. молодых семей, проживающих на территории города Барнаула.
Только благодаря федеральной, краевой и городской программам улучшения жилищных условий 230 молодых семей в конце прошлого года приобрели собственное жилье. Всего же в 2011 году сертификаты получили 742 молодые семьи. Это почти в два раза больше, чем за пять предыдущих лет.
 К действенным мерам поддержки молодых семей относится и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. За четыре года реализации Программы развития сети детских садов было дополнительно создано более 6 тыс. мест, что равносильно открытию 25 новых детских садов. Только в прошлом году введено около 1,6 тыс. новых мест.
Это позволило поднять охват детей всеми формами дошкольного образования до 77%. Но очередь в детские сады, к сожалению, остается высокой, хотя и стабильной – в последние три года она составляет около 7,5 тыс. детей.
Для решения данной проблемы в 2012 году продолжится строительство детского сада в микрорайоне 2001. Планируется открытие дополнительных детских садов в микрорайоне ВРЗ и нагорной части города.
Ключевая задача системы среднего образования состоит в поддержке творческой молодежи и одаренных детей, для чего назначаются муниципальные стипендии, проводятся научно-практические конференции молодых ученых, учреждаются гранты главы администрации города.
В эту работу вовлечены учащиеся 83 общеобразовательных школ, 10 школ искусств, 15 детско-юношеских спортивных школ, а её результатом является то, что в 2011 году в региональном этапе олимпиады более половины призовых мест завоевали юные барнаульцы, 26 из которых приглашены для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
Воспитанию талантливой молодежи способствует и реализация правительственного проекта «Новая школа». Сегодня мы можем говорить о первых результатах работы образовательного кластера в Центральном районе, объединившем две инновационные школы, два вуза, детский сад и ряд других образовательных учреждений.
Кластерный подход используется при территориальном развитии новых микрорайонов города. Например, в Индустриальном районе строится целый комплекс, включающий детский сад, общеобразовательную школу, плавательный бассейн и школу искусств.
Не менее важным направлением нашей деятельности в отчетном периоде оставалось улучшение качества и доступности медицинской помощи.
Для сокращения очередности в регистратурах больниц и поликлиник приобретено и установлено 470 компьютеров со специальным программным обеспечением, а также внедрены первые модули медицинской информационной системы – «Электронная регистратура» и «Интернет-регистратура».
Помимо внедрения современных технологий повышение доступности и качества здравоохранения осуществлялось за счет расширения сети медицинских учреждений. В 2011 году открыто новое отделение поликлиники № 14 на Павловском тракте. За счет средств федерального и краевого бюджетов введен в эксплуатацию второй корпус онкологической клиники «Надежда», идут работы по строительству центра травматологии, отделения сердечно-сосудистых заболеваний больницы № 5.
Впервые за многие годы нам удалось улучшить качество медицинского обслуживания в пригородной территории. Реконструирована амбулатория в Научном городке, на ее базе введен дневной стационар. Построены филиалы городской поликлиники в поселках Бельмесево и Ягодном, открыт кабинет врачебного приема в поселке Лесном.
С 2012 года вопросы здравоохранения переданы на региональный уровень, но несмотря на это, они будут находиться в поле зрения администрации города, поскольку затрагивают интересы всех барнаульцев.
Не секрет, что основа здоровья - это спорт. С каждым годом все большее количество жителей приобщается к спортивным мероприятиям. Доля барнаульцев, систематически занимающихся физической культурой и спортом, из года в год увеличивается и составляет 22%. Наша главная задача в этом направлении – поддерживать и развивать такие инициативы.
В 2011 году в рамках долгосрочной целевой программы «Барнаул спортивный» за счет средств городского и краевого бюджетов проведена реконструкция стадиона «Рубин» на пос. Южном, завершен капитальный ремонт спортивного зала ДЮСШ № 3, полностью реконструированы стадионы пяти школ. Построена универсальная хоккейная коробка с искусственным освещением на проспекте Ленина, 79.
В этом году планируем реконструировать еще пять школьных стадионов и футбольное поле стадиона «Лабиринт». В перспективе вместе со специальным спортивным залом он должен стать центром подготовки спортсменов-инвалидов.
Уважаемые депутаты!
 
Культурное пространство Барнаула представлено библиотеками, музеями, Домами и Дворцами культуры, детскими школами искусств. Развитие этой сети учреждений продолжается.
Ярким событием и настоящим подарком для жителей города стало открытие Молодежного театра Алтая. В минувшем году на территории города Барнаула состоялось открытие Библиотечно-информационного центра, который обслуживает более 5 тыс. читателей.
По инициативе Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина разработан проект концепции «Барнаул – культурная столица юга Сибири». Надеемся, что это позволит решить вопросы пополнения библиотечного фонда, модернизации компьютерного парка, появления в городе нового здания планетария, создания современных информационных ресурсов и повышения качества услуг для населения и многое другое.
Знать, анализировать и решать проблемы жителей города, будь то заработная плата, жилищные условия или межнациональные вопросы, – задача городской администрации.
В 2011 году были созданы все условия для реализации населением своих инициатив. В рамках целевой программы «Развитие общественных инициатив» оказывалось содействие в проведении мероприятий национально-культурных и религиозных организаций.
В пять раз увеличена финансовая поддержка социальных проектов органов ТОС и общественных организаций. В полтора раза увеличилась сумма муниципальных преференций по выделению им помещений по договорам безвозмездного пользования.
Более 80 общественных советов оказывают органам власти поддержку при принятии тех или иных управленческих решений. Практически все значимые для города документы – от Устава до бюджета – принимаются после обсуждения их широким кругом общественности.
За отчетный период созданы два ресурсных центра. На их базе национально-культурные объединения и общественные организации проводят свои мероприятия. Охват населения органами ТОС доведен до 93%.
Вместе с тем в 2012 году мы должны активнее привлекать общественные организации к оказанию социальных услуг населению. Для этого необходимо разработать прозрачную систему их отбора. При этом мы должны подумать над расширением использования конкурсных механизмов их финансирования.
Взаимодействие с населением и его неотъемлемая составляющая – работа с обращениями граждан были и остаются основной функцией администрации. Жители Барнаула всегда имеют возможность обратиться в органы власти традиционными способами: направить письменное обращение, задать вопрос в ходе личного приема или часа прямого провода.
В 2011 году общее количество зарегистрированных обращений составило около 10 тысяч, что на 8% больше, чем в 2010 году. В три раза увеличилось количество предложений от граждан по решению транспортных, коммунальных, экологических проблем нашего города.
В своих обращениях жители города неоднократно поднимали вопросы, связанные с обеспечением правопорядка. Несмотря на снижение общего количества преступлений на 8%, этому блоку вопросов мы по-прежнему уделяем повышенное внимание.
В рамках стратегии развития современного общества, для обеспечения равного доступа к информационным ресурсам по всей стране внедряются новые формы работы с населением.
В 2012 году нам предстоит завершить подготовительный этап перехода к предоставлению муниципальных услуг жителям города в электронном виде, а также по принципу одного окна, развивая сеть многофункциональных центров. Важный шаг в этом направлении уже сделан. На территории города с августа 2011 года открыт краевой многофункциональный центр, на базе которого оказывается 27 муниципальных услуг. В конце 2012 года запланировано открытие Барнаульского филиала МФЦ и перевод в электронный формат порядка 40 услуг.
Не секрет, что сегодня именно Глобальная сеть становится определяющим фактором в формировании общественного мнения. В связи с чем мы должны постоянно, на профессиональном уровне использовать такой информационный ресурс, как Интернет, в нашей повседневной работе.
 
Уважаемые депутаты!
 
В своем докладе я осветил основные итоги работы, наиболее острые проблемы и пути их решения. Для этого потребуется мобилизация имеющихся ресурсов, накопленный опыт и знания всех институтов общества.
 2012 год – юбилейный для жителей всего Алтайского края. Год, когда мы должны раскрыть высокий потенциал города, показать наши творческие и трудовые достижения за 75 лет.
В заключение я хочу поблагодарить всех, кто оказывает нам поддержку и помощь, прежде всего Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина, председателя краевого Законодательного собрания Ивана Ивановича Лоора, депутатов городской Думы и краевого Законодательного собрания, жителей города, руководителей предприятий и представителей общественности.
Наша совместная работа делает Барнаул более комфортным и привлекательным для проживания в нем.
Все вопросы, возникающие на нашем пути, мы можем решать только вместе.
Спасибо за внимание!